Влияние различных ароматов на трудоспособность и здоровье человека


Влияние различных ароматов на трудоспособность и здоровье человека

Трудно представить жизнь каждого из нас без возможности ощущать различные ароматы. Обоняние является одной из важнейших биологических и защитных функций человеческого организма, с помощью, которой мы «улавливаем» окружающий мир. Запахи способны влиять на эмоции, настроение, психику и здоровье в целом. Всевозможные внешние раздражители постоянно проникают в носовую полость человека. Конечно же, далеко не все запахи способен уловить наш нос, поскольку большинство реакций имеет подсознательный характер. К примеру, ярким свидетельством влияния ароматов на умственную активность служит история известного английского писателя Джорджа Брауна, который утверждал, что к нему всегда приходит вдохновение, когда он окуривал себя благовонием трюфелей. Так что, может, стоит попробовать расслабляющие средства и эфирные масла, которыми располагает любая аптека.

Полезность аромопроцедур впервые была научно подтверждена физиологом Д. И. Шатенштейном в 1939 году, который экспериментально доказал влияние определенных обонятельных раздражителей на разные системы организма и их работоспособность. Человеческий мозг, подобно компьютеру, фильтрует огромный поток информации и выделяет только самые жизненно важные сигналы. Например, этот сигнал четко просматривается реакцией на аромат пищи, ее доброкачественность, или же на «угрожающие» запахи – газа, пожара и др. Также происходит и с восприятием духов или запахов эфирных масел, которые служат обонятельными стимулами и оказывают позитивный, умиротворенный, расслабляющий эффект. А некоторые ароматы способны даже максимизировать успех торговли. Был проведен эксперимент на фабрике по производству контактных линз, где с помощью благовоний достигли повышения покупательского спроса. В частности, непосредственно в помещении магазина был распылен синтезированный запах свежеиспеченного хлеба, который «помогал» клиентам легко расставаться со своими деньгами. Несколько японских компаний даже «стимулируют» таким образом, своих работников к интенсивной работе, помещая в систему кондиционирования «ароматические активизаторы». Как результат – после вдыхания запаха лимона у программистов на 54% уменьшилось количество ошибок.

Интересным является еще и тот факт, что представители разных национальностей предпочитают разные запахи, например, американцы – грейпфрутовые, а японцы – жасминовые.