Памятка покупателю


Памятка покупателю

Порой мы оказываемся в ситуации, когда нас заставляют делать то, что нам совсем не по душе. Например, мы приходим в магазин за покупками, а у турникета нас встречает недружелюбного вида охранник, требующий оставить нашу сумку в камере хранения. Законно ли такое требование, и что еще нужно знать покупателям о своих правах?

Рассмотрим несколько практических советов, которые помогут вам избежать неприятных ситуаций при посещении магазинов.

1. Запомните, что никто не вправе требовать от вас сдать вещи на хранение. Однако вам могут вежливо предложить оставить поклажу в специально оборудованной ячейке, запирающейся на ключ с номерным жетоном. Если вы согласитесь, то выступите в роли поклажедателя в договоре хранения на безвозмездной основе. Ни директор магазина, ни администратор, ни тем более охранник не имеют права принуждать вас к заключению этого договора.

2. Объявления типа «Администрация не несет ответственности за вещи, оставленные в камере хранения» безосновательны, поскольку ответственность магазина за имущество, оставленное покупателем в камере хранения установлена законом. Гражданский кодекс четко определяет ответственность хранителя перед поклажедателем. Согласно ст. 889 Гражданского кодекса «хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем». А в случае безвозмездного хранения работники магазина обязаны позаботиться об имуществе покупателя как о своем собственном.

3. Сотрудники охраны магазина не имеют права обыскивать посетителей, изымать и проверять их личные вещи. Согласно действующему законодательству правами на досмотр обладают только сотрудники милиции.

4. Иной раз товар выставляется на полках и витринах магазина так небрежно и неаккуратно, что покупатель невольно может его повредить. В таких ситуациях продавцы часто идут напролом, требуя от покупателя заплатить за испорченную вещь. Но по закону, риск случайной гибели или повреждения имущества несет его собственник. Формой договора при покупки в магазине согласно ст. 493 Гражданского кодекса является чек, поэтому до завершения кассовой операции и передачи товара покупателю, собственником изделия остается магазин. Добавим, что покупатель может добровольно возместить ущерб, если он согласен, что порча произошла по его вине. В противном случае, требовать возмещения ущерба продавец может только через суд. Если охрана магазина задерживает вас в связи с возникшим инцидентом, смело звоните в милицию – это незаконно.

5. Если ваши права игнорируют, нарушают, действуйте решительно. Настаивайте, чтобы в конфликт вмешался вышестоящий сотрудник магазина, требуйте жалобную книгу.

Мария Коперник